ITF – это международная общественная организация, объединяющая более 700 профсоюзов, целью которой является защита интересов работников транспорта во всём мире. Одной из функций ITF является разработка рекомендательных проформ трудовых контрактов и коллективных договоров. На сегодняшний день, гарантии указанные в проформах ITF являются наивысшими по сравнению с теми, которые содержатся в трудовых контрактах и коллективных договорах иных организаций.

Суммы компенсаций, предусмотренные в ITF контрактах по состоянию на 2020 год составляют:

Профессия моряка связана с большим риском, поэтому на своей практике мы часто сталкиваемся с пропажей моряков без вести. Причины для исчезновения моряков могут быть разные: работа в штормовую погоду, противоправные действия экипажа и другие несчастные случаи.

После того, как на судне обнаруживают пропажу одного из членов экипажа, капитан обязан сообщить о его пропаже прибрежным властям для организации поисково-спасательной операции и проведения расследования, самостоятельно организовать такие операции на судне и составить отчет о несчастном случае.

В своей юридической практике мы часто сталкиваемся с мифом, что судовладелец страхует моряков на время рейса, причем, об этом заявляют и те моряки, которые только собираются в рейс и те, которые уже получили травму на борту судна. Страхование моряка, а именно его жизни и здоровья, предполагает, что при получении травмы на борту судна он может обратиться в страховую компанию за компенсацией понесенных медицинских расходов и определенной страховой суммой («страховкой»). На практике, это не так.  Как правило, судовладелец страхует не жизнь и здоровье конкретных моряков, а свою ответственность (P&I страхование) перед экипажем. Это значит, что между моряком и страховой компанией нет никаких правоотношений, и моряк не имеет права напрямую обращаться в страховую компанию за выплатой компенсации или «страховки». Данные требования он может адресовать только к судовладельцу. Если же судовладелец выплатит моряку или его семье компенсацию, тогда страховая компания возместит ему эти расходы.

Ни для кого не секрет, что профессия моряка является опасной, связанной с риском и работой в чрезвычайно тяжелых условиях. Это приводит к тому, что достаточно распространенными являются ситуации, когда с моряками происходят разного рода несчастные случаи в период их работы на судне, что в свою очередь дает им право на получение компенсаций и страховок. Однако, далеко не все знают что делать в случае получения травмы на судне, какие документы требовать у судовладельца и какими правами при этом наделен моряк.

В первую очередь, необходимо определить, что называется несчастным случаем.  Так, в соответствии со ст. 1 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» несчастным случаем на производстве является ограниченное во времени событие или внезапное воздействие на работника опасного производственного фактора или среды, которые произошли в процессе выполнения им трудовых обязанностей, в результате которых причинен вред здоровью или наступила смерть. Видами таких несчастных случаев могут быть: травма, смерть, пропажа без вести.

Максим Кочерженко

В различных проформах рейсовых чартеров, например, Synacomex 2000 и Gencon 1994, закреплено право судовладельца удерживать груз (без судебного решения) в порту выгрузки  в случае неоплаты фрахта, демереджа и прочих платежей (могут различаться взависимости от проформы чартера.

Тем не менее, несмотря на прямое указание такого правомочия в чартере, судовладельцу необходимо быть осторожным применяя данный способ обеспечения своих требований, так как местное законодательство не всех государств разрешает удерживать груз без судебного решения. В случае же противоречия условий чартера и законодательства страны, где осуществляется удержание груза, суд будет руководствоваться положениями местного законодательства.

Поэтому, перед тем как принимать решение об удержании груза необходимо проконсультироваться с морским юристом в той стране, куда идет судно для выгрузки, даже если чартер подчинен праву иного государства.

Если такая мера предосторожности не будет соблюдена, то судовладелец рискует тем, что против него получателем груза в суд будет заявлен иск об истребовании груза, иск о возмещении убытков в связи с несвоевременной выгрузкой груза, а судно, при этом, может быть арестовано.

 
    Правовое регулирование транспортно-экспедиторской деятельности в Украине осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Украины, Хозяйственным кодексом Украины, Законами Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности», «О внешнеэкономической деятельности», «О транспорте», «О транзите грузов».
    В соответствии с Законом Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности» по договору транспортного экспедирования одна сторона (экспедитор) обязуется за плату и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза.

Максим Кочерженко

Согласно Закону Украины «О защите труда» вред, причиненный работнику повреждением здоровья или в случае его смерти, возмещается в соответствии с законодательством. Работодатель может за счет собственных средств осуществлять дополнительные выплаты потерпевшим и членам их семей в соответствии с коллективными и трудовыми договорами. Таким образом, помимо компенсаций в связи с травмой или смертью моряка, истец может требовать дополнительные суммы возмещения вреда согласно Украинскому законодательству.

Максим Кочерженко

при поддержке  Благотворительной организации "Фонд помощи морякам "Ассоль"

       Говорят: «Лучше предупредить проблему, чем ее решать». Думаем, что нет необходимости объяснять почему. Однако, как же действовать, если проблема все-таки возникла? В качестве примера мы хотим привести ситуацию, когда судно, находящееся в плавании, на длительный срок оставлено без снабжения продуктами питания, водой и топливом, а экипажу не выплачивается заработная плата и не обеспечивается репатриация на родину. На сегодняшний день такие случаи участились как следствие финансовой несостоятельности некоторых судовладельцев.  Данная ситуация сложна именно фактом неплатежеспособности судовладельца – невозможно принудить лицо к выполнению своих финансовых обязательств, если у него на это нет денежных средств.

 Зачастую иностранным судовладельцам, операторам, менеджерам и другим субъектам морского бизнеса требуется срочная правовая поддержка и защита в украинских судах и правоохранительных органах. Это может быть представительство интересов иностранной компании в судебном заседании,  например, для освобождения морского судна из-под ареста.

В соответствии с действующим законодательством Украины, по общему правилу, представителями компании в суде могут быть лица, полномочия которых подтверждаются доверенностью. Доверенность выдается за подписью руководителя либо иного уполномоченного им лица и заверяется печатью компании. Доверенность от иностранного лица должна быть, кроме того, переведена на украинский язык, и легализирована или апостилирована для действий на Украине. Для допуска в судебное заседание представителем должен быть предоставлен оригинал доверенности. Таким образом, для того, чтобы оформить и передать доверенность представителю необходимо значительное время, что, в свою очередь, делает практически невозможным оказание неотложной правовой помощи иностранной компании в Украине.

Максим КОЧЕРЖЕНКО

        В процессе осуществления трудовой деятельности моряками (трудовыми мигрантами) нередки случаи получения травм на производстве либо приобретения профессиональных заболеваний. Для определения суммы денежных компенсаций, связанных с такими травмами либо заболеваниями необходимо установить процент утраты профессиональной трудоспособности. В Украине данный вопрос регулируется Порядком установления медико-социальными экспертными комиссиями степени стойкой утраты профессиональной трудоспособности в процентах работникам, которым причинен вред здоровью, связанный с исполнением трудовых обязанностей, утвержденным Приказом Министерства охраны здоровья Украины от 05.06.2012 № 420.

Максим КОЧЕРЖЕНКО
 

Согласно Гражданскому процессуальному кодексу Украины суд или судья по заявлению лиц, участвующих в деле может принять меры к обеспечению иска. Обеспечение иска допускается на любой стадии дела, если непринятие мер обеспечения может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда. Заявление об обеспечнии иска рассматривается судом не позднее двух дней со дня его поступлення без уведомления учасников дела (учасников третейського (арбітражного разюбирательства).