Взыскание задолженности по зарплате для моряков

Профессия моряка сложна, связана с большим риском, тяжелыми физическими и моральными нагрузками, в связи с чем, достойна справедливой и своевременной оплаты. Однако, в последнее время распространены случаи, когда судовладельцы не выплачивают морякам заработную плату. Это может быть связано с плохим отношением судовладельца к морякам, его неплатежеспособностью, конфликтом между моряком и судовладельцем относительно квалификации моряка, разногласиями в сумме сверхурочных выплат.

В случае, когда моряк вернулся из рейса без заработной платы, чаще всего он оказывается в поиске новой работы и нового судовладельца для срочного ухода в рейс и получения возможности содержать свою семью. Параллельно возникает вопрос: «Кто будет заниматься взысканием задолженности по заработной плате с судовладельца?»

Морские юристы и адвокаты нашего агентства имеют большой и успешный опыт во взыскании с судовладельца задолженности по заработной плате в досудебном порядке, а также в судебном порядке. Украинское законодательство позволяет обратиться с иском против иностранной компании в суд по месту жительства  моряка. Адвокаты Юридического агентства «Максима» осуществляют юридическую поддержку морякам на всех стадиях судебного процесса и исполнительного производства, а также в обеспечение требований моряков по заработной плате осуществляют арест морских судов.

Поскольку эффективным способом защиты прав моряков могут служить юридические действия в стране, где находится судно с экипажем, Юридическое агентство «МАКСИМА», через сеть своих юридических партнеров в США, Греции, Голландии, Турции, на Кипре и Маршалловых островах, других странах,  может инициировать дело о принудительном взыскании задолженности по заработной плате за счет взыскания на судно в стране его пребывания. Таким образом, зарплата будет выплачена экипажу за счет продажи судна на аукционе.

Поскольку сама проблема, с которой к нам обращаются моряки – невыплата заработной платы, влечет большие финансовые трудности и невозможность оплачивать юридические расходы, мы берем оплату за свою работу только в случае выигранного дела. Гонорар рассчитывается в виде процента от суммы, полученной клиентом в результате нашей работы. Большой опыт и квалификация наших адвокатов позволяет добиться успеха в взыскании задолженности по заработной плате в  91 %.

Что нужно знать, чтобы свести к минимуму вероятность возникновения проблем с задолженностью по заработной плате

Для того, чтобы свести к минимуму вероятность возникновения проблем с задолженностью по заработной плате и обеспечить возможность ее взыскания, специалистами нашего юридического агентства разработаны следующие практические советы морякам перед подписанием контракта:

  1. Не начинать работу на судне без подписанного контракта. 
  2. Не подписывать контракт, ссылающийся на какие-то обязанности или условия работы прямо неуказанные, или с которыми Вы не ознакомлены. 
  3. Проверять, есть ли ссылка в контракте на коллективный договор. Если да, то ознакомиться с его условиями. Также желательно иметь его копию вместе с контрактом и, уходя в рейс, одну копию оставить в семье.
  4. Удостовериться, что продолжительность контракта четко указана.
  5. Не подписывать контракт, позволяющий вносить в него изменения по усмотрению лишь судовладельца. Любые изменения в течение срока действия контракта, могут быть внесены лишь по обоюдному согласию сторон. 
  6. Удостовериться, что в контракте четко указан размер базовой ставки и базовое количество рабочих часов в неделю (например, 40, 44 или 48 часов).
  7. Удостовериться, что в контракте четко указаны условия выплаты овертайма и его ставка. Может быть указана лишь ставка овертайма. Также может быть фиксированная месячная сумма, выплачиваемая за гарантированное количество часов овертайма, в этом случае должна быть указана ставка за количество часов отработанное свыше гарантированного овертайма.
  8. Не подписывать контракт, позволяющий судовладельцу задерживать выплату или удерживать любую часть зарплаты во время действия контракта. Моряк имеет право на получение всей зарплаты по окончании каждого календарного месяца. 
  9. Не подписывать контракт, содержащий статьи, в соответствии с которыми моряк оплачивает свой проезд на судно или репатриацию (кроме случаев, при которых моряк признан таковым, который не соответствует заявленным им профессиональным требованиям, либо при досрочном расторжении контракта по вине моряка). 
  10. Не подписывать контракт, содержащий любые статьи, ограничивающие право моряка быть членом профсоюза, консультироваться с профсоюзом и воспользоваться помощью профсоюза при защите своих интересов.

Телепередачи спецпроекта "Безопасный рейс" с участием Максима Кочерженко

Наиболее частые вопросы по вызканию ЗП для моряка:

Какие можно дать рекомендации в случае возникновения задолженности по заработной плате?

Сложившаяся практика показывает, что гораздо легче решить проблему невыплаченных денег, пока моряк находится на борту, чем после списания на берег. Юристы рекомендуют принимать меры, если выплаты задерживаются на 2 недели. В случае, если у судовладельца финансовые трудности или в отношении него начата процедура банкротства, то советуем обращаться в профсоюз и принимать немедленные меры по взысканию положенной Вам заработной платы. Если ничего подобного не происходит, разумнее подождать, по крайней мере, 1 месяц и поискать решение проблемы внутри компании.

Более того, для некоторых судовладельцев систематические задержки выплат экипажу являются практически стилем работы. Моряки, трудоустроенные на судах греческих и арабских судовладельцев, постоянно сталкиваются с проблемой, что деньги выплачиваются полностью, но после неоднократных напоминаний.

Какие конкретные действия предпринять в случае задержки зарплаты на борту судна?

Обратитесь за советом/разъяснениями к капитану. Если он не сможет как-либо объяснить ситуацию (скорее всего ему также будет задерживаться заработная плата), возьмите у него контакты менеджеров компании-судовладельца, к которым Вы можете обратиться.

В зависимости от ответа капитана, составьте обращение к крюинговому или финансовому менеджеру судовладельца. Соблюдая правила деловой переписки, попросите перечислить положенную Вам сумму. Укажите Ваши банковские детали.

Если ваше письмо проигнорировали, или вежливо ответили, но деньги все равно не перевели, у Вас два варианта. Первый: еще раз напомнить о себе, но указать, что в случае дальнейшей задержки, Вы оставляете за собой право обращения в ITF. Второй: подождав реакции компании, связываться с инспекторами профсоюза.

В любом случае, обращаясь в ITF, стоит уведомить об этом компанию. Дело получит приоритет рассмотрения, если обращение в профсоюз будет коллективным. Спросите у других членов команды, столкнулись ли они с подобной проблемой и готовы ли вместе отстаивать свои права.

Несомненный плюс ITF (Международная Федерация Транспортников) в том, что обратится в нее, может любой моряк, даже не являясь ее членом. Представители ITF или партнеры профсоюза есть во всех крупных портах. Контакты можно посмотреть на сайте организации.

Таким образом, если Вы исчерпали возможности решения проблемы внутри компании, смело обращайтесь к местному инспектору ITF, который скоординирует Ваши дальнейшие действия.

Какие документы необходимо предоставить, чтобы подтвердить задолженность по заработной плате?

Для подтверждения задолженности потребуются следующие документы:

  • Копия Вашего контракта с компанией с указанием заработной платы (если ваше судно защищено коллективным договором (Collective Bargaining Agreement);
  • Банковские выписки, pay slips, любые подтверждения последних переводов компании на Ваш счет и, соответственно, демонстрирующие период, когда выплаты не производились;
  • Подтверждение, сколько часов Вы отработали на судне;
  • Информация о судне: название, флаг, тип судна, IMO номер;
  • Контактные данные судовладельца или название компании, страна, любые другие данные для идентификации;
  • Копии переписки с менеджерами компании.

После обращения в профсоюз, инспектора сами связываются с судовладельцем для урегулирования ситуации. У ITF нет прямых полномочий для ареста судна, но транспортники обращаются к портовым властям для задержки судна, поэтому судовладельцу чаще всего выгоднее удовлетворить требования экипажа, чем платить гигантские неустойки фрахтователям и владельцам груза.

В каких случаях чаще всего судовладелец отказывает морякам в выплате компенсации?

Повод для отказа в выплате довольно широк и почти во всех случаях важны обстоятельства дела. Чаще всего судовладелец отказывает в выплате по следующим причинам:

  1. В случае естественной смерти моряка;
  2. В случае, если в крови погибшего/умершего обнаружен алкоголь либо наркотические вещества
  3. В случае суицида
  4. В случае если причиной смерти стало заболевание, скрытое моряком при трудоустройстве
  5. В случае смерти на берегу после списания при отсутствии причинно-следственной связи между травмой/заболеванием и смертью

Что делать в случае списания и не выплаты заработной платы судовладельцем?

В случае списания следует незамедлительно обратиться в местный профсоюз или к юристам по поводу невыплаты заработной платы. Не затягивайте! Вы можете сами выбрать, под какой юрисдикцией будет проходить процесс. Это может быть Ваше национальное законодательство (если это Украина – не лучший вариант, т.к. арестовать по судно согласно ЗУ практически невозможно), национальность судовладельца, флаг судна или любой порт прибытия. Однако в некоторых странах срок подачи исковых заявлений по трудовым спорам всего 3 месяца.

Выбирайте правильную юрисдикцию. В некоторых портах, например в арабских странах, арестовать судно просто невозможно. В тоже время, подав иск в Европе, моряки смогут претендовать на выплату зарплат согласно местному трудовому законодательству. Таким образом, сумма выплат может быть больше, чем изначально указано в контракте.

Помните, что согласно Конвенции о морских залогах и ипотеках 1993, при перепродаже судна, выплата заработной платы и страховые взносы экипажу будут иметь приоритет. Поэтому, если судно арестовывают по решению суда и выставляют на продажу, ваши требования удовлетворят в первую очередь.