Во многих трудовых контрактах моряков предусмотрено, что в случае получения им травмы на борту судна и наступлении нетрудоспособности судовладелец обязан ему выплатить определенную денежную компенсацию. Компенсации, полагающиеся морякам, также могут быть предусмотрены и коллективными договорами, заключенными между судовладельцем и профсоюзом моряков. Какие-либо размеры компенсаций, которые должны быть указаны в трудовых или коллективных договорах,  не предусмотрены ни национальным законодательством, ни международными конвенциями, поэтому на установление конкретных сумм контрактных компенсаций моряков в основном влияет сложившаяся морская практика и рекомендации авторитетных общественных морских организаций, таких как Международная федерация транспортников  (ITF).

В течение последних 15 лет размеры компенсаций существенно менялись. Так, в начале 2000-х в среднем сумма компенсации моряка за полную утрату трудоспособности или его смерть составляла 40 000 долларов США. В случае частичной утраты трудоспособности сумма компенсации исчислялась в зависимости от процента утраты трудоспособности пропорционально от максимальной суммы. Постепенно максимальная сумма компенсации моряка увеличивалась. На это во многом повлияла активная деятельность Международной федерации транспортников  (ITF), которая регулярно повышала суммы компенсаций моряков в своих рекомендованных проформах коллективных договоров. Так, сумма максимальной компенсации за 100% утрату трудоспособности составляла 60 000, затем 80 000 долларов США, а сейчас в зависимости от должности от 105 000 до 175 000 долларов США.

Не смотря на то, что суммы компенсаций моряков в контрактах с большинством судовладельческих компаний увеличиваются,  мы до сих пор встречаем трудовые контракты и коллективные договоры, в которых сумма компенсации моряка за полную утрату трудоспособности или смерть составляет 25 000 – 30 000 долларов США. Конечно, такие суммы компенсации совершенно не могут обеспечить возможность моряку и его семье содержать себя продолжительный период жизни, а ведь компенсация именно для этого и предназначена. В связи с этим, нам приходится обращаться к нормам национального законодательства, предусматривающего возмещение вреда его причинителем, и заявлять иски в суд для того, чтобы помимо компенсации моряку было также обеспечено возмещение его утраченного заработка. Зачастую это непростая задача, поэтому мы рекомендуем морякам внимательно читать свой трудовой контракт перед рейсом с тем, чтобы понимать какая сумма компенсации ему положена в случае травмы на борту судна, а также требовать для ознакомления копию коллективного договора, который может содержать размеры полагающейся моряку компенсации.