Максим Кочерженко
В различных проформах рейсовых чартеров, например, Synacomex 2000 и Gencon 1994, закреплено право судовладельца удерживать груз (без судебного решения) в порту выгрузки в случае неоплаты фрахта, демереджа и прочих платежей (могут различаться взависимости от проформы чартера.
Тем не менее, несмотря на прямое указание такого правомочия в чартере, судовладельцу необходимо быть осторожным применяя данный способ обеспечения своих требований, так как местное законодательство не всех государств разрешает удерживать груз без судебного решения. В случае же противоречия условий чартера и законодательства страны, где осуществляется удержание груза, суд будет руководствоваться положениями местного законодательства.
Поэтому, перед тем как принимать решение об удержании груза необходимо проконсультироваться с морским юристом в той стране, куда идет судно для выгрузки, даже если чартер подчинен праву иного государства.
Если такая мера предосторожности не будет соблюдена, то судовладелец рискует тем, что против него получателем груза в суд будет заявлен иск об истребовании груза, иск о возмещении убытков в связи с несвоевременной выгрузкой груза, а судно, при этом, может быть арестовано.
Обращаем ваше внимание, что Украинское законодательство, а именно ст. 163 Кодекса торгового мореплавания Украины, предусматривает право судовладельца удерживать груз на борту судна или удерживать его путем сдачи для хранения на склад до уплаты расходов, понесенных им за счет груза, получения платы за простой судна, оплаты фрахта и аварийного взноса. Также, с целью скорейшей выгрузки груза получатель может предоставить судовладельцу надлежащее обеспечение в отношении данных платежей.