Правовое регулирование транспортно-экспедиторской деятельности в Украине осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Украины, Хозяйственным кодексом Украины, Законами Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности», «О внешнеэкономической деятельности», «О транспорте», «О транзите грузов».
    В соответствии с Законом Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности» по договору транспортного экспедирования одна сторона (экспедитор) обязуется за плату и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза.
    По своей правовой природе данный договор является смешанным договором, поскольку он содержит элементы разных договоров.
    В свою очередь, основными формами правоотношений между сторонами в договоре транспортного экспедирования являются договор поручения или договор комиссии. В соответствии с договором поручения Экспедитор обязуется совершить от имени и за счет Клиента определенные юридические действия в его интересах. Права и обязанности в результате таких действий возникают у Клиента. Для предоставления возможности Экспедитору действовать от имени Клиента последний должен выдать соответствующую доверенность. Также, на практике распространены случаи, когда правоотношения между Клиентом и Экспедитором осуществляются на основании договора комиссии. В таком случае Экспедитор организовывает перевозку и перевалку груза за счет Клиента, но уже от своего имени.

    Договор транспортного экспедирования, кроме признаков договора поручения либо комиссии, обладает признаками и других гражданско-правовых договоров, таких как договор подряда, договор перевозки груза, договор хранения и другие.

        В процессе выполнения договора транспортного экспедирования Экспедитор наделен следующими правами:

  1. Выбирать либо изменять вид транспорта и маршрут перевозки, выбирать или менять порядок перевозки груза, а также порядок выполнения транспортно-экспедиторских услуг. Данное право реализуется Экспедитором после письменного уведомления Клиента, однако получение его согласия для Экспедитора не является обязательным.
  2. Отступать от указаний клиента в порядке, предусмотренном договором транспортного экспедирования. Обычно договором предусматривается возможность отступить от указаний Клиента исключительно в случаях, если такое отступление осуществляется в интересах Клиента (например, для обеспечения сохранности груза, соблюдения сроков его перевозки, и так далее).
  3. На возмещение в согласованных с клиентом объемах дополнительных расходов, возникших у него при выполнении договора транспортного экспедирования, если такие расходы осуществлялись в интересах клиента. Возникновение дополнительных расходов часто связано с тем, что в процессе экспедирования груза от Клиентов приходят дополнительные поручения, например, касающиеся конечной точки доставки груза, необходимого комплекта документов.
  4. Удерживать груз, находящийся во владении экспедитора, до момента оплаты стоимости его услуг и возмещения, понесенных в интересах клиента расходов. Так, в соответствии со ст. 546 Гражданского кодекса Украины удержание груза является одним из видов обеспечения выполнения обязательств. Этот вид обеспечения требований является эффективным, поскольку стимулирует Клиента наиболее быстро выполнить обязательства по договору в связи с необходимостью получить груз и избежать дополнительных претензий и требований от третьих лиц. При этом, необходимо помнить, что в случае, если Экспедитор решил удерживать груз в обеспечение своих требований, он обязан немедленно сообщить об этом Клиенту. В период удержания указанного груза Экспедитор отвечает за утрату, порчу или повреждение груза, который он удерживает, если утрата, порча или повреждение произошли по его вине.
  5. Не приступать к исполнению обязанностей по договору до получения от Клиента всех необходимых документов и другой информации относительно свойств груза, условиях его перевозки, а также другой информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортного экспедирования. Данное право Экспедитора связано с тем, что характеристики и свойства груза играют важную роль для определения наиболее рационального порядка его транспортировки, что в дальнейшем позволит избежать порчи груза, его утраты либо повреждение.

     Для подтверждения факта предоставления услуги Клиенту по договору транспортного экспедирования, Экспедитор должен передать Клиенту единый транспортный документ либо комплект документов, которые отображают путь следования груза с пункта его отправки до пункта назначения. Как единый транспортный документ могут использоваться общие авианакладные (AWB - airwaybill, MAWB - master airwaybill), CMR, BILL OF LADING (коносамент), и другие.

    В заключение, хочется отметить, что знание Экспедитором полного объема своих прав и порядка их реализации, позволяет ему обеспечить свою правовую безопасность в процессе осуществления своей деятельности.