В своей юридической практике мы часто сталкиваемся с мифом, что судовладелец страхует моряков на время рейса, причем, об этом заявляют и те моряки, которые только собираются в рейс и те, которые уже получили травму на борту судна. Страхование моряка, а именно его жизни и здоровья, предполагает, что при получении травмы на борту судна он может обратиться в страховую компанию за компенсацией понесенных медицинских расходов и определенной страховой суммой («страховкой»). На практике, это не так. Как правило, судовладелец страхует не жизнь и здоровье конкретных моряков, а свою ответственность (P&I страхование) перед экипажем. Это значит, что между моряком и страховой компанией нет никаких правоотношений, и моряк не имеет права напрямую обращаться в страховую компанию за выплатой компенсации или «страховки». Данные требования он может адресовать только к судовладельцу. Если же судовладелец выплатит моряку или его семье компенсацию, тогда страховая компания возместит ему эти расходы.
К сожалению, миф о том, что судовладелец страхует моряков на время рейса, имеет реальные негативные последствия. Так, рассчитывая на страховку, якобы обеспеченную судовладельцем, моряк идет в рейс, не застраховав свою жизнь и здоровье. В случае получения травмы на судне моряк может рассчитывать только на добропорядочность судовладельца или квалификацию морского юриста, который будет добиваться выплаты компенсации, полагающейся моряку или его семье. Если же моряк самостоятельно застрахует себя перед рейсом, то помимо компенсации от судовладельца он может рассчитывать на получение «страховки» от страховой компании.
В связи с этим, мы рекомендуем морякам, которые собираются в рейс, страховать себя самостоятельно. Страхуя себя моряку необходимо обращать внимание на то, на какую сумму страховая компания выписывает страховку. Сумма страховки напрямую зависит от размера страхового платежа, который моряк оплачивает страховой компании. Конечно, чем выше сумма страхового платежа, тем выше и сумма страховки моряка. Поэтому мы советуем морякам не экономить на страховке своей жизни и здоровья и оформлять их на суммы от 50 000 долларов США и выше. Такая сумма сможет обеспечить надлежащие дальнейшее оказание помощи моряку и его лечение как в Украине, так и за рубежом.
Кроме того, мы рекомендуем морякам тщательно проверять условия своих трудовых контрактов и коллективных договоров, которые касаются выплаты компенсаций за травму моряка или его смерть. В дальнейшем это может значительно помочь моряку и его родственникам в отстаивании их прав.