В современном мире к квалификации и навыкам в любой профессии выдвигается большое количество требований. И профессия моряка не является исключением. Но кроме знания техники безопасности наизусть и полного пакета необходимой документации, важным параметром, определяющим профессиональную пригодность моряка, является свободное владение английским языком.

Конечно же, базового разговорного будет совсем недостаточно, особенно если речь о соискателях с высоким званием. Английский язык на судах, в первую очередь, важен для ведения различной документации. Каждый отчет и проверка должны быть именно на английском. Кроме того, работа экипажа на корабле должна быть слаженной, а с учетом того, что на торговых судах команда формируется из представителей разных национальностей, как технический, так и разговорный английский должны быть на должном уровне.

Как бы то ни было, собеседование на английском для моряков является обязательным этапом для успешной карьеры в данной профессиональной сфере. С учетом этого, чтобы собеседование с судовладельцем на английском прошло успешно, необходимо активно развивать свои разговорные навыки и повышать словарный запас.

Из чего состоит собеседование на английском для моряка

Проверка владения английским языком во время трудоустройства проходит в два этапа. Первый их них – прохождение теста «Marlin’s Test». Его целью является адекватное определение уровня английского у соискателя. Тест работает достаточно лояльно по отношению к моряку, ведь к его прохождению можно предварительно подготовиться. Кроме того, в ходе тестирования можно пропустить конкретный вопрос и вернуться к нему впоследствии, зная правильный ответ. Это позволяет воспользоваться смартфоном для поиска подсказки.

Второй этап несколько сложнее, ведь он включает в себя собеседование в крюинге на английском. В ходе собеседования в крюинге уже будет несколько проблематично искать подсказку, ведь на вопросы придется отвечать с максимальной оперативностью. Также загвоздка состоит в том, что зачастую у каждого представителя крюинга есть свой перечень вопросов, призванный определить уровень английского соискателя. К счастью, эти перечни мало чем отличаются друг от друга и отличаются стандартностью

Какими же будут содержание часто задаваемых вопросов на собеседовании в крюинге? Как правило, морякам задают общие вопросы, целью которых является выявление языковых умений. Обязательной программой являются вопросы о судах, категориях грузов, а также названия портов. В некоторых случаях также особое внимание уделяется знанию чисел и производных от них.

Каким могут быть вопросы к собеседованию для моряков

Одним из главных условий для успешного прохождения устного собеседования является понимание сути самого вопроса. Конечно же, формулировки и словесные конструкции могут претерпевать изменения, но суть будет оставаться той же.

Специализированный интернет-ресурс Maritime Zone создал перечень примерных вопросов, без которых не обходится ни одно собеседование. Вопросы могут иметь как общий характер, так и располагать более узкой специализацией, в случае если соискатель претендует на работу в конкретной области.

Общие вопросы выглядят следующим образом:

What type of cargo have you worked with?

С какими типами грузов вы работали?

We worked with grains

Tell me about your vessels areas of operation, please?

В каких регионах вы работали?

We’ve been down to Mediterranean, North Europe and East Africa. 

Have you worked in a mixed crew?

Работали ли вы в смешанном экипаже?

Yes, I have. I have worked with Indonesians, Filipinos, French, other nationalities as well

What are your salary expectations?

На какую зарплату вы рассчитываете?

I consider one thousand six hundred (1600) US dollars

Why would you like to change your Company?

Почему вы хотите сменить место работы?

I would like to change my present Company because I am not satisfied long waits onshore between voyages

Очевидно, что ответы представлены в произвольном ключе, но общая конструкция при собеседовании должна быть приблизительно такой же.

Если одной из потенциальных обязанностей будет работа с отчетами и прочей специальной документацией, то упор будет делаться именно на это. Соискатель должен рассказать о том, с какими видами бумаг он имеет дело в обычный день, а также во время таких процессов, как выгрузка и погрузка. Особое внимание может быть уделено тому, какая документация будет задействована в ходе инспекционной проверки, а в этом деле важен каждый нюанс. 

Так будет выглядеть приблизительный перечень вопросов для работы на палубе.

What are your duties when the vessel is in port?

Какими являются ваши обязанности, когда корабль заходит в порт?

I stand a gangway watch, help load or unload cargo

Did you participate in any emergency drills?  

Располагали ли вы опытом участия в аварийных тренировках?

Yes, we have regular fire drills. I know my responsibilities during the emergencies 

Did you perform any Watch Keeping Duties during your last contract?

Выполняли ли вы обязанности вахтенного помощника во время вашего последнего контракта?

Yes, I have / No, I haven’t

Важным условием для успешного прохождения интервью в крюинге является спокойствие, как внешнее, так и внутреннее. Если моряк располагает должным профессиональным опытом и все знания заслужил собственными силами, то в таком случае и переживать не о чем. 

Стандартный блок вопросов для работника мостика выглядит так:

Have you participated in any inspections / PSC / audits?

Были ли вы задействованы в инспекциях / ГПК / аудитах?  

Sure, we pass external and eternal audits, class inspections and PSC on the regular basis. 

What are your duties as a Master? 

Какими являются ваши обязанности в должности Капитана? 

As a Master, I have overall responsibility over my crew, cargo and vessel. Also in my duties planning of the route, bunkering, product calculations etc. Before we leave the port, I must negotiate with agents, company and charterers. I can list all day, because captain has lot of duties and responsibilities. 

What documentation, reports have you worked with? 

С какими видами документации / отчетами вы работали? 

On a fleeter vessel my main document is Temperature instruction issued by the Charterer. 

Иногда, особенно если соискатель является офицером, вопросы могут иметь более узкую специализацию. Подобный подход призван установить нюансы в областях специфических знаний, которые может знать только настоящий профессионал. 

В целом, располагая широким профессиональным опытом, можете быть уверены, что собеседование не составит для вас излишнего дискомфорта. Также не лишним будет отвечать на вопросы в развернутом виде, не боясь показаться многословным. Каждому моряку с опытом точно будет что рассказать.