Индекс счастья моряков, подобно общему индексу счастья, представляет собой уровень удовлетворения наиболее приоритетных потребностей. В данном же случае речь идет о работниках судоходной промышленности, со всеми нюансами, которые из этого вытекают. Данная оценка появилась в 2015 году.
Определение индекса проводится путем анкетирования десятью вопросами. Вопросы затрагивают целый ряд приоритетных тем – от общего удовлетворения работой до оценки психического состояния. Мониторингом индекса счастья моряков занимается организация The Mission to Seafarers, регулярно публикующая соответствующие отчеты.
Впоследствии эти данные доносятся до людей, принимающих важнейшие решения в индустрии, и на их основе проводится корректировка особенностей ведения дел.
И в последнее время показатели индекса счастья моряков имеют крайне неутешительные результаты. Если в первом полугодии 2021 года его значение составляло 6.46 баллов из 10 возможных, то во втором оно просело до 5.99. Причина кроется в так и не побежденной пандемии коронавируса, которая влечет за собой кризис в смене экипажа кораблей. Удовлетворение моряков снизилось во всех областях, а именно:
- питание;
- доступ к социальным учреждениям;
- нагрузка во время работы;
- заработная плата;
- здоровье;
- увольнение на берег;
- контакты с родными и близкими;
- социализация.
За последние месяцы существенно возросла рабочая нагрузка на моряков. Если до пандемии количество часов работы в день составляло 8-9 часов, то сейчас в ходе жестких переработок эта цифра выросла до 11-12 часов. Положение усугубляет и увеличение разногласий с нанимателями в вопросах касательно заработной платы и периода действия контрактов.
Отсутствие четкого понимания, когда можно будет отправиться домой, приводит к обострению пессимизма и неуверенности в завтрашнем дне. Кроме того, запреты на высадку в силу коронавирусных ограничений привели к тому, что многие работники судов месяцами не были на суше. Это также накладывает свой отпечаток на общий фон, приводя к эмоциональному и физиологическому истощению.
Многие участники исследования отмечают, что не чувствуют понимания и своей ценности со стороны системы, которая изначально должна была обеспечивать благополучие моряков. Кроме того, среди работников морской индустрии витают мрачные настроения относительно собственного профессионального будущего.
Скрасить общую безрадостную картину пытаются многие операторы судов. Морякам, которые застревают в море на долгие месяцы, предоставляется доступ к лучшему Интернету, а также увеличиваются расходы на благосостояние. По словам респондентов, эти маленькие жесты в такое трудное время имеют особенно большую ценность.
Особенно неприятно, что сложившаяся ситуация становится только хуже. Как отмечает Эндрю Райт, генсекретарь организации The Mission to Seafarers, одним из немногих решений, которое могло бы способствовать повышению индекса счастья, может стать повышение темпов вакцинации среди моряков, что позволит им вернуть себе свободу передвижения.