Запись с телепрограммы «Морские Ворота» на канале «Медиа Информ»

У берегов Турции потерпел крушение сухогруз Волго Балт 214, вышедший из российского порта Азов. Из 13 человек экипажа погибло шестеро людей. О возможных причинах трагедии и о том, как предотвратить подобные ситуации подробнее в телепередаче.

Телепередача на 7-м канале.

Подробности спасения украинского моряка Андрея Новичкова, которого обвинили в уголовном преступлении. Он был освобожден из Иранской тюрьмы.

Подробнее о том как избежать неприятностей в рейсе смотрите в телепередаче..

Передача на тему: «Что важно подготовить моряку и о чем заблаговременно позаботиться перед отправлением в рейс»

ITF – это международная общественная организация, объединяющая более 700 профсоюзов, целью которой является защита интересов работников транспорта во всём мире. Одной из функций ITF является разработка рекомендательных проформ трудовых контрактов и коллективных договоров. На сегодняшний день, гарантии указанные в проформах ITF являются наивысшими по сравнению с теми, которые содержатся в трудовых контрактах и коллективных договорах иных организаций.

Суммы компенсаций, предусмотренные в ITF контрактах по состоянию на 2017 год составляют:

Профессия моряка связана с большим риском, поэтому на своей практике мы часто сталкиваемся с пропажей моряков без вести. Причины для исчезновения моряков могут быть разные: работа в штормовую погоду, противоправные действия экипажа и другие несчастные случаи.

После того, как на судне обнаруживают пропажу одного из членов экипажа, капитан обязан сообщить о его пропаже прибрежным властям для организации поисково-спасательной операции и проведения расследования, самостоятельно организовать такие операции на судне и составить отчет о несчастном случае.

Во многих трудовых контрактах моряков предусмотрено, что в случае получения им травмы на борту судна и наступлении нетрудоспособности судовладелец обязан ему выплатить определенную денежную компенсацию. Компенсации, полагающиеся морякам, также могут быть предусмотрены и коллективными договорами, заключенными между судовладельцем и профсоюзом моряков. Какие-либо размеры компенсаций, которые должны быть указаны в трудовых или коллективных договорах,  не предусмотрены ни национальным законодательством, ни международными конвенциями, поэтому на установление конкретных сумм контрактных компенсаций моряков в основном влияет сложившаяся морская практика и рекомендации авторитетных общественных морских организаций, таких как Международная федерация транспортников  (ITF).

В своей юридической практике мы часто сталкиваемся с мифом, что судовладелец страхует моряков на время рейса, причем, об этом заявляют и те моряки, которые только собираются в рейс и те, которые уже получили травму на борту судна. Страхование моряка, а именно его жизни и здоровья, предполагает, что при получении травмы на борту судна он может обратиться в страховую компанию за компенсацией понесенных медицинских расходов и определенной страховой суммой («страховкой»). На практике, это не так.  Как правило, судовладелец страхует не жизнь и здоровье конкретных моряков, а свою ответственность (P&I страхование) перед экипажем. Это значит, что между моряком и страховой компанией нет никаких правоотношений, и моряк не имеет права напрямую обращаться в страховую компанию за выплатой компенсации или «страховки». Данные требования он может адресовать только к судовладельцу. Если же судовладелец выплатит моряку или его семье компенсацию, тогда страховая компания возместит ему эти расходы.

Ни для кого не секрет, что профессия моряка является опасной, связанной с риском и работой в чрезвычайно тяжелых условиях. Это приводит к тому, что достаточно распространенными являются ситуации, когда с моряками происходят разного рода несчастные случаи в период их работы на судне, что в свою очередь дает им право на получение компенсаций и страховок. Однако, далеко не все знают что делать в случае получения травмы на судне, какие документы требовать у судовладельца и какими правами при этом наделен моряк.

В первую очередь, необходимо определить, что называется несчастным случаем.  Так, в соответствии со ст. 1 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» несчастным случаем на производстве является ограниченное во времени событие или внезапное воздействие на работника опасного производственного фактора или среды, которые произошли в процессе выполнения им трудовых обязанностей, в результате которых причинен вред здоровью или наступила смерть. Видами таких несчастных случаев могут быть: травма, смерть, пропажа без вести.

Максим Кочерженко

В различных проформах рейсовых чартеров, например, Synacomex 2000 и Gencon 1994, закреплено право судовладельца удерживать груз (без судебного решения) в порту выгрузки  в случае неоплаты фрахта, демереджа и прочих платежей (могут различаться взависимости от проформы чартера.

Тем не менее, несмотря на прямое указание такого правомочия в чартере, судовладельцу необходимо быть осторожным применяя данный способ обеспечения своих требований, так как местное законодательство не всех государств разрешает удерживать груз без судебного решения. В случае же противоречия условий чартера и законодательства страны, где осуществляется удержание груза, суд будет руководствоваться положениями местного законодательства.

Поэтому, перед тем как принимать решение об удержании груза необходимо проконсультироваться с морским юристом в той стране, куда идет судно для выгрузки, даже если чартер подчинен праву иного государства.

Если такая мера предосторожности не будет соблюдена, то судовладелец рискует тем, что против него получателем груза в суд будет заявлен иск об истребовании груза, иск о возмещении убытков в связи с несвоевременной выгрузкой груза, а судно, при этом, может быть арестовано.

Максим Кочерженко        

16 мая 2012 года в Украине вступила в силу Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов 1952 года. Национальное законодательство, регулирующее арест морского судна в рамках обеспечения иска, состоит из Хозяйственного процессуального кодекса и Гражданского процессуального кодекса. 15 декабря 2017 года вступили в силу их новые редакции.